Блог sound kings

Как пишут песни на западе?

Разбираем идеальную последовательность написания песни.
На этом примере я разберу идеальную последовательность музыкального производства, обычно по этому сценарию работают артисты на западе. Итак, поехали!
Есть инвестор, артист-менеджер, продюсер и артист (тот,который поёт). Эти четверо в долях, кто-то больше, кто-то меньше, если артист пока что без имени, то он вообще не в долях, весь его доход это фикс с концертов и реклама в его инстаграме. Роялти с прослушиваний у него либо отсутствует, либо имеется совсем в гомеопатической концентрации. Отношение к песни сугубо как продукту и это первая мантра в бизнесе, где есть деньги инвестора. Артист-менеджер как специалист отлично разбирается в маркетинге, трендах, понимает возможности образа артиста, знает каким боком его выгнуть так, чтобы он соответствовал тому что сейчас пользуется спросом на большом рынке, умеет общаться с инвесторами и составляет задание продюсеру, поясняя что на его чутьё сейчас из музыки должно залететь. Продюсер - это специалист по производственной части, как правило это самый универсальный музыкант в команде, который шарит в аранжировке, звукозаписи, редакции вокала, сведении, мастеринге, понимает все (hard skills и soft skills) артиста, знает его плюсы и минусы. Рассматривая примеры которые ему дали «из того что должно залететь» продюсер сообщает артист-менеджеру что можно, а что не получится с данным артистом. Например, «да это сейчас так модно, но он так петь тупо не сможет»/«так конечно он покривляться сможет, но это отпугнёт его старых поклонников.»/«Это он сможет, но только с бэк вокалом, готовь бюджет и на бэк вокалистов тоже»/«вот эта песня из всех 15 вариантов самый близкий для нас вариант, она будет наиболее естественно биться с нашим артистом» Создают концепт, пишут бизнес-план. Несут его инвестору. Если они сами лейбл, например какой нибудь Sony bmg, то они идут не к инвестору, а к своим директорам, им этот бизнес-план либо одобряют, либо нет. Как только одобряют и появляются деньги - начинается производственный процесс, которым полностью заправляет продюсер. Прошу заметить, артиста до сих пор нет в рассказе, поэтому не удивляйтесь почему у него либо нет роялти либо есть, но копеечный.

Итак, разберем по порядку все этапы музыкального производства:

И только после того, как мы пройдем все нижеперечисленные этапы трэк будет готов!
  • Фонограмма
    Продюсер заходит в Beatport и прочие сервисы для покупки готовых аранжировок и ищет подходящую фонограмму на покупку. Либо если продюсер понимает, что жанр будет специфическим, и то что ему надо фиг найдёшь в магазинах, то он либо делает аранжировку сам или нанимает аранжировщика, и тот ему делает то, что он хочет. Как правило, у продюсеров уже есть свои опробованные талантливые аранжировщики. И вот они вместе сидят и делают фонограмму. Одного аранжировщика как правило не оставляют, а то он может уехать не в ту степь, продюсер сидящий рядом действует в качестве компаса. (Чтобы не сорваться с жанра, чтобы фонограмма осталась удобной для конкретного вокалиста, чтобы не сделать мелодию слишком сложной непонятной для широкой публики итд)
    1
  • Ноты для будущего текста песни
    Фонограмма готова, можно относить ее к поэту, который напишет текст? Нет конечно! В плане текстов поэту конечно доверяют, но проблема вся в том что текст несёт в себе мелодию и ритм, а мелодия и ритм это не самая сильная стезя поэтов. Поэтому продюсер поверх фонограммы прописывает мелодию будущего вокала. Опираясь на эту мелодию поэт уже будет сочинять текст.
    2
  • Текст
    С поэтом согласовывают тему, слова которые нельзя использовать в тексте, текст должен биться с образом артиста и сутью песни. Правки, корректировки и вот текст готов.
    3
  • Репетиция
    Нанимается вокальный педагог который натаскивает артиста наилучшим образом исполнять эту конкретную песню, прорабатываются все артикуляции в припеве, куплете, бридже. Репетериуется все вплоть до того, какое завывание должно произойти в яме на второй минуте трэка. До похода в студию текст учится на зубок, читать с листа текст перед микрофоном считается правилом дурного тона. Вокалист вообще не должен думать про текст, весь фокус направляется только на исполнение, а не на чтение с листа.
    4
  • Запись в студии
    Артист передаётся в руки инженера звукозаписи. В таких студиях ничего не сводят, а только записывают. Т.е специализация только на записи. Это не обычная студия с кабинкой, а большой тон-зал отделанный специалистами в сфере акустики и парком микрофонов на пару сотен тысяч долларов и парком преампов на такую же стоимость.
    Задача инженера звукозаписи подобрать лучшую связку из микрофона и преампа для конкретного артиста, подобрать лучшее расположение микрофона, чтобы собрать из тембра голоса все плюсы, а минусы прикрыть.
    Задача же вокалиста десантировать в фонограмму огромное количество дублей, просто гигантское, чтобы собрать достаточное количество материала для отбора лучших участков на этапе редакции. Сессия записи без учёта перерывов может достигать 6 часов.
    5
  • Редакция вокала
    Новички называют это сведением, но это не сведение. В странах где музыкальный бизнес более развит этим занимается отдельный специалист. Там это называется vocal design или вокальный постпродакшен. В процесс входит «компинг»-отбор лучших дублей, склейка лучших участков через кроссфейд, «тюн»-подводка в ноты, ритмическая подводка, «варпинг» - работа с длительностями (если не дотянул букву, ее просто вытягивают). «Вокал райдинг» - ручная редакция динамики. А потом подводка бэк вокала чтобы он не расходился с лидирующей дорожкой.
    Занятие это крайне рутинное и если вокалист слабоват, то работа может занять от 5 до 15 часов.
    6
  • Сведение
    Отредактированный вокал и фонограмма подорожечно передаются инженеру по сведению. Его задача - сделать микс «переносимым» - чтобы трек хорошо звучал на всех устройствах,и чтобы каждый отдельно взятый инструмент (и вокал) звучал внятно, разборчиво и различимо, так и вся композиция в целом обладала теми же качествами. Философия сведения следующая - если аранжировщик усиливает суть произведения через гармонию, мелодию, жанровое обрамление, настроение, грув, то инженер сведения усиливает суть того что сделал аранжировщик через другой спектр ощущений-(плотность, разборчивость, ширина, планы, пространство) т.е это немного другие ощущения.
    7
  • Мастеринг
    В нашем идеальном примере мастеринг делает другой человек, не тот кто сводит, хотя по сути и тот и другой звукорежиссеры и умеют его делать. Имя ему - мастеринг инженер. Почему так? коротко говоря - нужны свежие уши свежего специалиста с другой аппаратурой, которая позволит более трезво оценить микс под другим углом. Через мастеринг инженера с большей интенсивностью проходят трэки высокого класса, его задача анализировать трэк в целом, а не поинструментально как это делает аранжировщик или спец по сведению. У него нет возможности корректировать отдельную дорожку, ему дают всего лишь одну общую готовую дорожку, чтобы обрабатывать все в целом.
    Философия мастеринга - это выстроить общность в трэке, чтобы все инструменты звучали как из одной комнаты, будто были записаны на одинаковую аппаратуру, задать ему шарм определённой эпохи и поднять громкость на приемлемый уровень.
    8
Вернуться на основную страницу блога