Научить слышать компрессию одним постом без аудиопримеров реальная задача?

Мне кажется да.
Я помню как еще подростком технически выучил и действительно понял что такое порог, атака, релиз, степень сжатия, колено, понял что есть разные компрессоры la2a, fet, vca, vari gain и т.д.

Потом прошло года три и только на четвертый я научился этим пользоваться.
Такой себе путь к успеху, да?
А все потому что не с той стороны начал изучать эту тему.

Этот пост для тех кто не хочет повторять мой черепаший прогресс,
когда я учился писать музыку. Чувствую я, что объяснение получится шире,
чем просто тема компрессии, этот метод вы можете использовать везде,
хоть в аранжировке.


У многих, кто учится сводить самостоятельно большая проблема с играми в динамический диапазон, оно и ясно, ведь динамический слух - это такая штука, которая от рождения к нам приходит не в самом натренированном виде.

Это далеко не тот случай, когда ты ставишь на клавишах малую секунду и даже четырехлетний ребенок понимает, что звучание не самое приятное,
а вот большая терция звучит очень приятно.
Но не стоит отчаиваться, ведь мы также не рождаемся с пониманием,
как отделить недовольство, гнев, грусть, физическую боль,
несправедливость и т.д.

Во всех этих ситуациях мы в детстве просто начинали реветь, и тут два сценария: либо взрослые объясняют, что вы чувствуете, либо жизненный опыт контейнирует эмоции.
Вот, со всеми неочевидными ситуациями в сведении та же самая история.

Нам надо в каждом случае контейнировать эмоции. А именно, всем ускользающим неочевидным эффектам в режиме (было/стало) раздавать определения, ассоциации.

Вы наверное уже обратили внимание, что в своих роликах, когда я пишу музыку,
то часто выражаюсь такими фразочками как: «не хватает плотности, шероховатости, звучит слишком глянцево, слишком остро, рыхло, округло, винтажно, тембр телефонит и т.д.»
Мой случай, на самом деле, еще более запущен, потому что я слышу звук в цвете, это я уже никак не комментирую в роликах, потому что точно мало кому полезно знать, что для меня некоторые звуки желтые, например😃
А еще у меня есть один товарищ, достаточно известный в наших, скромных кругах, звукарь, он сейчас сводит наверное 1/10 артистов топ чарта ВКонтакте, так вот, еще по молодости он законтейнировал все свои определения в матерные слова и даже придумал парочку своих.

Поверьте, с ним очень весело сводить песни, если вы не персонаж
с хрупкой душевной организацией.
По сути без разницы, как обозвать то или иное ощущение, главное чтобы оно
у вас осело в памяти
И вот этот способ гораздо эффективней, чем если вы технически разберете компрессор по винтикам и поймете все его технические аспекты на уровне физики звука, просмотрев миллион видео по его настройке.

Итак, для начала надо вообще задаться вопросом:
Во имя чего наши ручонки лезут в сторону компрессора?

Давайте я подобно ответственному родителю попробую законтейнировать
вам асссоциацию с самых юных лет по поводу компрессии.

Если я компрессирую одиночный сигнал, бочку например, то в этом случае
я пользуюсь таким определением как «компактность».

Но можно мне сказать, - сделай звук тише, он станет компактным, зачем
для этого компрессор?

Нееееет друзья, проблема которая решается фейдером громкости у меня называется «звук торчит над миксом». В данном же случае, если я делаю бочку тише, то она тонет в миксе, потому что с инструментальным балансом
у нее все в порядке.
Давайте еще варианты.

-Так среж саб у бочки!

Допустим в данной ситуации, если я срезаю саб, то бочка истончается
до ненужного мне тембра и не сидит в миксе.

Было и так плохо, стало вдвойне плохо. Теперь инструмент не сидит
еще тембрально.


Садитесь, 2. Тоже не вариант.

-Может частотные конфликты?
Тембр бочки в соло такой же, как в контексте без изменений,
значит дело не в конфликтах.

-Добавь сатуратор.
Кидаю сатуратор, бочка ужирняется дополнительным характером
и опять торчит, я компенсирую ее тише и она тонет. Не вариант.
- Добавь реве ...
И вот когда мы поигрались в эту увлекательную игру со сценарным мышлением, откинули варианты с громкостью и эквализацией,
то уже можно задуматься о компрессии
Это как раз та самая ситуация, когда нам нужно слепить скульптуру из лужи глины, или немного выпустить кислорода из перенадутого воздушного шара,
или превратить 3д объект в 2д без изменения громкости,
вот ассоциируйте, как вам удобно.

То есть звук не сидит в миксе не из-за громкости, не из-за частотных свойств, а из-за своей формы.

Ваза не встает в угол не потому большая, а из-за того что у нее, оказывается, торчит ручка направленная в стену.

Технически бочка не садится в микс по причине того, что поведение
ее огибающей не стыкуется с поведением грува в миксе.

По сути компрессия - это как отливать метал в формочку, вот вы звук также загоняете в формочку с помощью компрессора, цвет тот же, материал тот же, только была растекшаяся в разные стороны жижа, а теперь это плотная, золотая медаль за хорошее сведение, с четко очерченной границей по краям.
Кому больше нравится слово заскульптурить, то тоже берите его на вооружение по поводу компрессии.

Еще я слышал от коллег такие неплохие определения как зашейпить сигнал,
по сути забугорный вариант ассоциации заскульптурить.
~
И вот когда вы пришли к этой ассоциации, к этим визуальным образам,
то вы уже знаете, чего вы по крайней мере хотите в результате, вы быстро вычленяете некомпактные звуки по среди микса, которые стоит давить компрессором, и при этом не спутать симптоматику болезни с балансом громкости и эквализацией.

А дальше как раз дело техники, о которой все вокруг и трубят (открутите ratio, послушайте атаку и т.д. и т.п.), что уже не сложно.

Так как сложности всегда возникают на этапе «для чего?»,
а не на этапе «как настроить?».

И это мы разобрались только с ситуацией одиночного сигнала, а есть еще лупы, есть групповые истории, весь фонтан ассоциаций к разным случаям, возникающим на этапе сведения тут, конечно, не разложишь, но я их дотошно разложил в своем обучении прямо в видео примерах.

Поэтому если ты почувствовал в голове «дзынь» от подобных разжевываний,
то добро пожаловать ко мне на обучение,
там я не только технически,
но и ассоциативно на примерах объясняю уже сотни таких явлений и не только
из темы компрессии
Всем кто готов расти в музыке с помощью стероидов добро пожаловать.

Борис Микрюков
автор и идейный вдохновитель Sound Kings